Под нововведением, как правило, понимается какое-либо новшество, которого ранее не существовало. В исламе к категории бидъа (бидаат, бидат) относятся все положения и каноны, которые не были установлены Священным Кораном и сунной Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветстаует), а появились уже после смерти заключительного Божьего Посланника (да благословит его Аллах и приветствует.).
От матери правоверных Аишы передают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел: «Должен быть отвергнуть всякий, кто привнесет в это дело (то есть ниспосланную религию) новшество, которого в нем нет» («Сунану Абу Давуд», начало Книги аль-сунны, т.5, хадис 4606).
Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) же передает следующий хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Подчиняйтесь установленным мною законам, не создавайте бидат. Этих законов для вас достаточно» («Канз аль-уммаль», т.1, стр. 221, хадис 1112).
В некоторых хадисах от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) бидат оценивается как средство, влекущее человека в заблуждение, и даже способствующее его попаданию в Ад: «Держитесь подальше от бидата. Все бидаты – заблуждение, а всякое заблуждение приводит в Ад» (предыдущий источник, хадис 1113).
В «Сунан аль-Насаи» передается от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Никто не сможет ввести в заблуждение того, кого на праведный путь наставил Аллах. Никто не сможет наставить на праведный путь того, кого Аллах ввел в заблуждение. Несомненно, самое верное из слов – Книга Аллаха. Самое лучшее наставление – наставление Мухаммада. А самое плохое из деяний – созданное впоследствии. Каждое новшество – бидат, каждый бидат – заблуждение, а каждое заблуждение – Ад» (Сунан аль-Насаи, Книга «Салят аль-эйдейн», т.22, хадис 1579).
В хадисах порицается не только бидат, но и те, кто создает его и следует ему. Они считаются носителями большого греха. В одном из хадисов Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велит сподвижнику по имени Билал ибн Харис: «Всякий, кто после моей кончины, возродит одну из забытых моих сунн, заслужит благость, равную благости тех, кто будет затем следовать этой сунне; и благости, следующих этой сунне, не убудет. Всякому, кто создаст бидат, вопреки воле Аллаха и Его Посланника, заслужит грех, равный греху тех, кто будет следовать этому бидату; и из их греха ничего не убудет» («Сунан аль-Тирмизи», Книга «аль-эльм», т.16, хадис 2677).
В одном из хадисов Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), описывая тех, кто предается бидату, отмечает, что они достойны проклятья: «Аллах, ангелы и люди проклянут всякого, кто будет плести хитрости для моей уммы». Когда спросили о значении хитрости, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Хитрость – это создание для уммы нового бидата, и чтобы люди следовали ему» (хадис 1118).
Обычно понятие «нововведение» употребляется в негативном смысле, однако оно подразделяется на два вида: похвальное (бид`а хасан) и порицаемое (бид`а сайиа).
Похвальное нововведение
Таковым признаётся новшество, которое не противоречит исламским канонам, а скорее является дополнением их. В одном из хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «Тому, кто придумал в Исламе хорошее действие, будет воздаяние за него, и люди последуют за ним. Тому же, кто придумал плохое действие, будет грех этого действия, и люди будут следовать ему без малейшего убавления» (Муслим).
Одним из примеров похвального нововведения может служить коллективное совершение таравих-намаза в Священный месяц Рамазан, так как мусульмане начали совершать его джамаатом в мечетях лишь во времена правления второго праведного халифа – Умара ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах)
Порицаемое нововведение
Порицаемым считается любое новшество в религиозной практике мусульман, которое вступает в противоречие с Шариатом, и по этой причине следование ему не может быть признано дозволенным. Примером такого нововведения может быть совершение шести намазов вместо пятикратной молитвы, ниспосланной Всевышним в качестве милости для своих творений.
Причины возникновения порицаемых нововведений следующие:
1. НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЙ СУННЫ
2. ОТСУТСТВИЕ НЕОБХОДИМОГО БАГАЖА ЗНАНИЙ
3. СЛЕПОЕ ПОДРАЖАНИЕ КОМУ-ЛИБО
4. ФАНАТИЗМ В ВОПРОСАХ РЕЛИГИИ
5. СЛЕДОВАНИЕ СОМНИТЕЛЬНЫМ ДАЛИЛЯМ (ДОВОДАМ)
Милость миров Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует.) как-то разъяснял: «Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между тем и другим находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь, а тот, кто занимается сомнительным, подобен пастуху, который пасёт своё стадо около заповедного места и вот-вот окажется там (Абу Дауд, Тирмизи).
Вред бидатов (нововведений):
-оставление религии;
-обвинение во лжи Пророка;
-причина разногласий между мусульман;
-причина умиротворение и оставление Сунны;
-оставление прямого пути и следование путям к Аду;
-изменение знамение (вахий);
-причина заблуждение правильных рабов;
-чернота лиц в Судный день.
Пусть Аллах сбережет нас от нововведений!
Студентка 2-курса Рисолат Бадриддинова