Священный Куръан – это не простая книга. Это божественная книга, чтение которой является поклонением высочайшего уровня, за которое обещаны несметные воздаяния.
О этом переданы множество хадисов от Посланника Аллаха Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам, каждое слово которого было правдой, который обладал качеством садикул масдук – правдивый и достойный доверия. В частности, в благородном хадисе, который имам Тирмизи передал от Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анху, любимец Господа миров Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Кто прочтет букву из Слова Аллаха, за это ему записывается добро. А одно добро умножается в десять раз. Я не говорю, что Алиф, Лаам, Мим – это [одна] буква. Но, Алиф – это [одна] буква, Лаам – это [одна] буква, Мим – это [одна] буква».
Как видно, три буквы – Алиф, Лаам, Мим, написанные слитно, как одно слово в начале одной суры, являются не одной, а тремя буквами. За них по одному воздастся три саваба – благих воздаяния. А затем это умножается на десять и достигает тридцати. Это обещание человеку, прочитавшему упомянутые буквы. Мы же с вами, после того, как прочтем эти благодатные буквы, также будем изучать перевод их смысла, затем их тафсир – толкование, а потом начнем учиться и следовать им. Мы легко можем понять, какие награды и благие воздаяния будут дарованы Всевышним и Пречистым Господом за эти деяния. Значит, за чтение каждой буквы Куръана мы получим отдельный саваб. И нашим долгом является достойно оценить это счастье.
Когда мы читаем Куръан или перевод его смыслов, или же их толкование, то мы не будем одиноки. Около нас, вместе с двумя ангелами, непосредственно прикрепленными к нам, находится также сакина (дословно «спокойствие», «умиротворение»), ниспосланная благодаря тому, что вы изучаете Священный Куръан. Сакина – это нечто облакообразное, одно из созданий Всевышнего Аллаха, невидимое простому взору. В ней есть спокойствие, милость и безмолвие, и она сопутствует ангелам. Это не простое объяснение смысла этого слова. Эти слова – слова Посланника Господа миров саллаллаху алайхи васаллам.
Имам Бухари, имам Муслим и имам Тирмизи передают от Бараъ радияллаху анху:
«Один человек читал вслух суру «Кахф». Его конь был привязан перед ним двумя веревками. Какое-то облако окутало его и, кружа, стало приближаться. Конь, испугавшись, стал сторониться его. После восхода солнца тот человек пришел к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и рассказал о произошедшем. Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Это была сакина. Она была ниспослана для Куръана».
Как уточняется в других передачах хадиса, этим сподвижником был Усайд ибн Хузайр радияллаху анху. Когда из-за беспокойства коня он был потревожен и прекратил чтение, сакина тоже остановилась. А когда конь успокоился, и он заново начал чтение, сакина продолжила спуск. Это повторилось несколько раз.
Поэтому человек, читающий Куръан, должен глубоко осознавать, что за Слово он изучает. И мы с вами должны быть достойными того Слова, которое изучаем.
Возможно, у нас возникнут трудности в чтении, изучении и разумении Слова Аллаха. Может, ваш язык не сумеет освоить произношение. Возможно, вам будет трудно постичь смыслы. Все это – обычное явление для человека, ранее не получавшего систематизированного религиозного образования, не обретшего куръанические знания. Даже если случится так, не огорчайтесь. Не печальтесь, дескать, если бы вы знали больше, то читали бы быстрее и помногу, получая соответственно больше благих воздаяний. Знайте, что испытывающему трудности в чтении и изучении Слова Аллаха воздастся соответствующими савабами.
Имам Бухари, имам Муслим, имам Абу Давуд и имам Тирмизи передают хадис от матери правоверных Аиши радияллаху анха, где наш любимый Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Человек, искусный в Куръане, будет вместе с посланниками, уважаемыми, покорными [ангелами]. Для того же, кто читает [Куръан] и это дается ему с трудом, есть две награды».
Значит, люди, которые тщательно изучают Куръан и становятся исскусными в нем, будут вместе с ангелами, ведущими относящиеся к Куръану дела в мире ангелов. Но тем, кто испытывает трудности в учении Куръана, как оказывается, полагается награда в двойном размере: одна награда за чтение Куръана, другая награда за испытанные трудности в чтении (произнесении).
Известно, что ничто не дается легко, без трудностей. Ведь люди терпят столько трудностей ради всяких ненужных, порицаемых и даже запретных (харам) дел. Так что мы готовы к тому, если столкнемся с некоторыми затруднениями ради самого благородного, самого благого, самого полезного дела. По сути, каждое дело на пути постижения Слова Аллаха является удовольствием, успокоением и отдыхом. Главная трудность, главное мучение, главное несчастье – пребывать в незнании, лишиться удовольствия пользования Словом Аллаха. Имам Тирмизи передает хадис от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху, где Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Тот, в ком нет ничего из Куръана, подобен опустелому дому [дому в руинах]».
Упаси Аллах! Значит, посредством всего того, что мы с вами обретаем, изучая Куръан, благоустраивается, облагораживается дом нашего сердца, дом нашей веры и убеждения, дом нашей духовности. Не каждый удостаивается подобного счастья и благоденствия.
Своими стараниями в изучении Слова Аллаха мы, оказывается, достигаем благих воздаяний и наград, ниспускания сакины, прекращения опустошенности дома нашего сердца и его благоустройства, а также многих других подобных вещей, полезных для нашего благополучия в обоих мирах. Мы должны, по мере возможности, с большим ихласом (искренностью)проявлять старание в этом благородном деле.
Существует еще одна истина, которую мы должны знать. Эта истина также тесно связана с изучением Слова Всевышнего Аллаха. Если учить Священный Куръан вместе с другими, со множеством людей, то воздаяние и награда, добро и благодать (барака), высокие положения, получаемые за эти действия, также повышаются. Потому как Священный Куръан ниспослан божественным руководством не отдельным личностям, а предназначен для всего человечества. Полноценное следование ему может проявляться только в сообществе. И потом, там, где большинство, есть благодать, и если в процессе чтения и изучения кто-то не осмыслил что-то, то разумеет другой, если кто допустил ошибку, исправит второй. Именно поэтому в благородных хадисах придавалось особое значение призыву к изучению Куръана вместе с большим количеством людей.
Из «Тафсири Хилал»