До прихода Ислама права человека нарушались во многих странах мира. В частности, отношение к женщинам было в ужасном состоянии. К ним относились как к объекту, а не как к человеку. В большинстве арабских семей, если рождалась девочка, ее хоронили заживо. Когда умирал отец, сын унаследовал жены своего отца, как простой предмет, и было не странно, если сын женился на них, если хотел.
В Индии сжигали женщину заживо вместе с мужем, когда он умерал, потому что она не имела права жить после его смерти. В общем, женщины не имели никаких человеческих прав.
Это привело к тому, что стало необходимым установить порядок и справедливую социальную систему в обществе. Наконец, с приходом Ислама положение женщин в обществе стало приобретать особый статус. Их права были восстановлены.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был примером уважения к женщинам как матерям, женам, сестрам и дочерям. Были установлены правила выплаты пособий женам (нафака), приданого (махр), развода (талак), хулу (прошение жены талак у мужа, предлагая за это некоторую денежную сумму) и идда. Правила были установлены не только относительно свободных женщин, но и также относительно служанок, которые не считались людьми.
Кто должен выплачивать пособие жены?
Пособие обеспечивает нуждающегося человека достаточным количеством еды, одежды и жилья. Это обязанность мужа обеспечивать свою жену после брака. Что делать, если жена получает развод (талак) от мужа, или муж умирает?
К сожалению, мы видим, что в большинстве случаев развелся мужчина с женой или нет, он отправляет свою жену в дом ее отца. Фактически, даже после развода обеспечение жены остается долгом ее мужа на некоторое время. Для этого важно хорошо понять, что такое идда.
В нашей религии идда – это период времени, которую женщина должна пройти после смерти мужа или после развода.
Период идды женщины, которая получает развод (талак). Если женщина находится в менструальном возрасте, ее идда заканчивается после трех менструальных циклей. Если развод происходит во время менструации женщины, время идды начинают считать со следующей менструации, не с этой. Если женщина находится в не менструальном возрасте, то она остается в идде в течение трех месяцев после развода.
Период идды женщины, чей муж умирает. Такие женщины остаются в состоянии идды в течение четырех месяцев и десяти дней.
Период идды беременной женщины. Если женщина, которая разведена или чей муж умер, беременна, ее период идды заканчивается рождением ребенка.
Муж обязан обеспечивать пищей, одеждой и жильем свою жену во время вышеупомянутых периодов идды, несмотря на то, что это раджи талак или баин талак. Женщина должна находиться в доме своего мужа в период идды. Жене нельзя выходить из дома, если для этого нет серьезных оснований. Но есть некоторые различия в положениях женщин.
Это значит, что женщина, получившая раджи-талак, может ходить в доме своего мужа ухоженной, ароматной и привлекательной перед своим мужем. Но женщина, получившая баин-талак, должна скрываться от своего мужа и прикрывать авраты (запрещенные части тела, которые не должен видеть чужой мужчина) перед ним. Женщина, чей муж умер, остается в доме своего мужа во время периода идды. Но она может выходить днем, потому что она содержит себя сама, и ей нужно зарабатывать на жизнь. Но она проводит ночь в доме своего мужа.
Почему муж должен обеспечивать свою жену на определенный период времени, хотя жена получает развод (талак)? Давайте по-другому подойдем к этому вопросу!
Ислам всегда отдает приоритет чистоте рода. Поэтому он запрещает любую форму супружеской измены. Это также запрещает женщине состоять в браке с более чем одним мужчиной. Потому что в обоих случаях ясно, что род портится.
Даже в ходе современного медицинского обследования Ислам предлагает конкретные решения проблем осеменения в пробирках и велит сохранять чистоту рода на сто процентов и в этих случаях.
Проблема в том, что идда – это период времени, который устанавливается, чтобы определить, беременна женщина или нет. То есть, это процесс определения того, кому именно принадлежит ребенок. Это означает, что муж должен защищать свою жену, чтобы сохранить безупречность своего рода.
Заирова Хафиза,
Ташкентский исламский институт имени Имама Бухари,
Преподаватель кафедры «Предметы веры и исламского права»
Перевод С.Валиевой