islom-instituti@umail.uz         71-227-42-37

Исраилияты: Происхождение, классификация и роль в исламской теологии

Исраилияты (араб. الإسرائيليات) — термин, используемый в исламской теологии и хадисоведении для обозначения повествований, которые проникли в исламские предания, главным образом в тафсир (толкование Корана) и хадисы (изречения пророка Мухаммада) из иудейских и христианских источников. Слово происходит от имени пророка Исраиля (Якуба ибн Исхака), что буквально означает «раб Бога». Хотя изначально термин относился к иудейским преданиям, его значение было расширено, чтобы охватить все древние легенды, мифы и рассказы, имеющие отношение к прошлым пророкам и народам, независимо от их происхождения. В некоторых случаях это понятие также включает истории, сфабрикованные врагами ислама.

Методология оценки и классификация

Исламские ученые разработали строгую методологию для оценки исраилиятов, разделив их на три основные категории:

1.Соответствующие исламскому Шариату: к этой группе относятся предания, истинность которых подтверждается Кораном и Сунной. Такие рассказы принимаются как достоверные. Примером может служить описание пророка Мухаммада в Торе или истории о «людях Субботы», упомянутые в Коране и согласующиеся с иудейскими источниками.

2.Противоречащие исламскому Шариату: эти рассказы считаются заведомо ложными. Они противоречат основополагающим принципам ислама, таким как непорочность пророков и Божественная сущность Аллаха. Например, истории, приписывающие пророкам пороки или описывающие Аллаха с человеческими слабостями, такими как усталость или печаль. Передача или вера в подобные рассказы категорически запрещена.

3.Нейтральные: это самая обширная и спорная категория. Сюда входят истории, которые не подтверждаются и не опровергаются исламскими источниками. Большинство из них не имеют практической религиозной ценности. Примерами могут служить подробности о событиях, которые в Коране упоминаются лишь в общих чертах, например, сведения о ковчеге Нуха (Ноя) или о цвете собаки «людей пещеры».

Роль и передатчики исраилиятов

Мнения учёных о передаче нейтральных исраилиятов разделились. Такие авторитетные фигуры, как ат-Табари и Ибн Касир разрешали их передачу, основываясь на хадисе «Рассказывайте от бану Исраиля, и нет в этом беды», с условием, что они используются для назидания, а не для установления вероубеждений. Однако другие учёные, например, Мухаммад Абу Захра и Ахмад Шакир, полагали, что подобных рассказов следует избегать, поскольку они могут ввести в заблуждение и создать ложное впечатление, будто являются частью толкования Корана.

Среди наиболее известных передатчиков исраилиятов были сподвижники пророка, такие как Абу Хурайра и Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас. Они брали знания у людей Писания с осторожностью, избегая вопросов вероубеждения. В поколении табиинов (последователей сподвижников) передача исраилиятов стала более распространенной, что связано с большим количеством новообращенных мусульман из числа людей Писания. Однако в последующих поколениях, особенно среди последователей табиинов, наблюдалось чрезмерное увлечение этими историями, что привело к их бесконтрольному включению в религиозные тексты.

Современный подход и значение

Исраилияты вошли в исламские книги, в основном в тафсир, с научной целью. Ранние учёные включали их, чтобы собрать все существующие повествования по конкретному аяту, предоставив специалистам возможность анализировать и отвергать ложные. Однако в эпоху массового книгопечатания, когда эти труды стали доступны широкой публике, возросла необходимость в тщательной редакции и разъяснении, чтобы защитить верующих от потенциальных заблуждений.

Таким образом, современные ученые считают своим долгом выявлять и классифицировать исраилияты в соответствии с их достоверностью, чтобы сохранить чистоту и подлинность исламского учения.

Мухаммадхон ЯШНАРОВ,
учитель кафедры «Коранические науки».

455330cookie-checkИсраилияты: Происхождение, классификация и роль в исламской теологии

Leave a Reply