islom-instituti@umail.uz         71-227-42-37

Жизнь женщин до прихода Ислама

بِسۡمِ ٱللهِ ٱلرَّحۡمَـٰنِ ٱلرَّحِيمِ

БИСМИЛЛАХИР РОХМАНИР РОХИМ

(Во Имя Аллаха Милостивого и Милосердного)

Да будут восхваления Могущественному и Мудрому Аллаху, достойные его величия, Который сотворил человека из глины и для обретения им покоя сотворил ему пару из его ребра, а также пожелал, чтобы они жили совместно, создав семью посредством никаха ! Да будут нескончаемые благословления и приветствия Посланнику Аллаха Мухаммаду ﷺ, его семье, сподвижникам и всем его последователям!

До прихода эпохи Ислама было во многих землях царили угнетение, тирания, несправедливость и нечестивость. Эти случаи особенно проявлялись по отношению к женщинам. В те времена женщинам приходилось страдать из-за их бесправия, в результате чего, к ним относились как к рабам, которых в грош не ставили. Она была лишь товаром, который покупается и продаётся. Если женщина уходила из дома своего отца, то полностью теряла свою свободу. Она не имела права высказывать своё мнение ни по какому делу. У некоторых народов женщина в случае смерти своего мужа должна была стать женой кого-либо из его родственников. Ей нельзя было даже возвращаться в дом своих родителей, ибо она считалась неотъемлемой частью семьи своего мужа. Естественно, ни о каком уважении к ней не могло быть и речи.
В священном Коране говорится:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (сура «Ан-Нисаъ», аят 1) .

А также:

«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали»» (сура «Ан-Нахлъ», аят 97) .

В Коране приведено 35 сур и в 102 аятов со словом «женщина» и один из сур названа словом «Женщины», т.е. «Ан-Ниса», что означает, насколько ценна женщина в Исламе, а ещё означает важность её роли в жизни человечества, также подробное описание прав женщин является четким выражением заботы о них. Мусульманам рекомендуется преувеличить радость, если в семье рождается девочка. Это потому, что в Аравийском полуострове во времена джахилии (в период грубости и невежества), когда в семье рождались девочки, это считалось унижением для семей, в итоге чего, они оплакивали и грустили, по поводу её рождения.

В Коране Всевышний Аллах сказал:

«Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев» (сура «Ан-Нахлъ», аят 58).

А порой доходили до жестокости, похоронив своих дочерей заживо. Политеисты (мушрики) считали, что рождение девочки в доме – огромный позор. Однако XV веками ранее Мухаммад (алайхиссалам) подал пример не только исламской умме, но и всему человечеству, определяя право на уважение и повышение достоинства женщин. Он показал всему миру, как нужно обращаться с женщиной, на самом деле. В исламе у мужчин есть много обязанностей, например, делать добро своим женам, не причинять им вреда, позволять им учиться и изучать свою религию, обеспечивать их едой, одеждой, кровом, предметами домашнего обихода и давать приданое (махр) в браке . Есть множество хадисов, в которых говорится о ценности и важности дочерей, матерей, жён и других женщин, ниже приведены некоторые из них:

От Джабира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как однажды Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ كَانَ لَهُ ثَلَاثُ بَنَاتٍ، يُؤْوِيهِنَّ، وَيَكْفِيهِنَّ، وَيَرْحَمُهُنَّ، فَقَدْ وَجَبَتْ لَهُ الْجَنَّةُ الْبَتَّةَ ، فَقَالَ » «رَجُلٌ مِنْ بَعْضِ الْقَوْمِ: وَثِنْتَيْنِ، يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: وَثِنْتَيْ

«Для того, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит приют, будет содержать и проявлять милость, Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если он будет иметь двух дочерей, о Посланник Аллаха ﷺ?». На что он ответил: «Даже если двух дочерей будет иметь» .

В другом хадисе говорится, что один человек спросил у Пророка ﷺ:

«К кому мне надлежит проявлять наибольшее почтение, о, Посланник Аллаха?». Пророк ﷺ ответил: «К твоей матери». Человек спросил: «А затем к кому?». Он снова ответил: «К твоей матери». Человек вновь спросил: «А затем к кому?». Пророк ﷺ снова ответил ему: «К твоей матери». После этого человек спросил ещё раз: «А затем к кому?». И Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Затем к твоему отцу, а затем к родственникам по мере близости .

Каждый подобный хадис подчёркивает важность сосуществования женщин в этом мире, кем бы они ни были (матерью, дочерью, сестрой и т.д.) и что они имеют свои права и обязанности, как и мужчины. И мужчины, и женщины одинаково будут отвечать перед Всевышним Аллахом за хорошие и за плохие деяния.

Выше были приведены случаи обращения с женщинами в Аравийском полуострове до прихода истинной религии – Ислама. Но жестокое отношение к женщинам проявлялось и в других странах, племенах и т.п.

Журналист Мухаммад Ахмад Муаббар аль-Кахтани в своей работе «женщина на мировом рынке рабынь» пишет :

Омар Каххале пишет: “В Персии женщины находились в полной власти мужчины, который имел полное право присудить её к смерти или даровать ей жизнь в зависимости от своего настроения”.

Хотя греки были в древности одним из самых передовых народов, о чём свидетельствуют их памятники культуры, положение женщины у них было весьма приниженным.

Об этом писал выдающийся исламский проповедник Абу-ль-Аля аль-Маудуди: “Женщина не имела в тогдашнем греческом обществе никакого прочного социального статуса. Согласно греческим мифам, женщина по имени Пандора была источником всех человеческих бед и несчастий”.

Индуистские обычаи низвели женщину на один уровень с животными в джунглях. Вдову полагалось сжигать по смерти мужа вместе с ним. Индусы доходили до такой жестокости, что мать оказывалась под опекой собственных сыновей и не имела права на уважение с их стороны.

Кое-кто говорит: “На Западе женщина получила права и свободу”. Мы же говорим: вплоть до общей собственности на женщин – Запад в этом опередил даже первобытные народы. Например, у племени баконго целомудрие женщины не ставится ни во что. Честь женщины и её авторитет определяются тем, насколько она желанна и привлекательна, и за какую цену её хотят купить.

В Китае женщина принадлежала отцу, мужу и сыну. Сначала она должна была повиноваться своим отцу и брату, а после замужества – мужу, а по его смерти – сыну. Это – явное игнорирование её прав и лишение её свободы.

Более того, в Китае родственники девушки подбирали ей мужа через специального человека.

В Японии существовало бесчеловечное законодательство, по которому от женщины, вышедшей замуж, требовалось полностью прекратить связи с родительским домом и не возвращаться в него ни под каким предлогом, поскольку она рассматривалась как собственность мужа, и не имела никакого права на самостоятельные действия – совсем как домашнее животное.

В иудейских мифах и сказаниях женщина предстаёт как источник всех бед и несчастий человечества, причиной всех возникавших проблем. Это искажало образ женщины, придавая ему зловещий характер.

Женщине были абсолютно недоступны знания и наука, она не могла высказывать своего мнения ни по какому поводу и не имела права даже навещать своих родных и поддерживать кровные связи с ними, а обязана была забыть и них. Нередко её уделом было сожжение на костре, если она оставалась вдовой .

Во времена средневековья Рим считался самой цивилизованной империей, несмотря на это, отношение к женщинам было не из лучших. По словам историков, женщины были как рабыни в семье, также в обществе они не имели никакие права . Даже древний философ Сократ говорил: «Счастьем можно назвать три вещи: радуйся, что ты не являешься диким животным; радуйся, что ты грек; и радуйся, что ты мужчина, а не женщина!» Однако в ранний период истории Рима считалось за цель и главную суть жизни гражданина — наличие собственного дома и детей, при этом семейные отношения не подчинялись закону, а регулировались по традиции .

Супружеские союзы были традиционно крепкими. В соответствии с правовыми нормами брак мог совершаться в двух формах: с переходом жены под власть мужа или без перехода. Если женщина оставалась под властью отца, и не порывала связи с родительской семьей, она не теряла права на наследство. Перейдя же под власть мужа, жена оказывалась в полной зависимости от него или от его отца. В материальном плане дееспособность женщины на протяжении многих веков была ограничена: ни владеть недвижимостью, ни самостоятельно распоряжаться ею женщина не могла.В Риме женщины не имели гражданских прав и были формально отстранены от участия в государственных делах. Обычным являлось участие римских женщин в общественной жизни.

В Древней Греции права граждан вводятся во времена реформатора Солона – в 594 году до н.э. Высшим органом власти становится Афинское народное собрание, в которое входят только мужчины. Женщины не имели права не только на участие в таком собрании. Они, а также дети, иностранцы и рабы не имели их вообще. Гражданином полиса являлся только человек мужского пола, у которого и отец, и мать родились с полисе, и только с 18 лет он становился полноправным гражданином. Кстати, интересным фактом является то, что мужчины оставались военнообязанными до 60 лет без исключения (никакое рождение 2 детей и плоскостопие не помогало) .

В личной жизни женщин поиском суженого мог заниматься только отец девушки. Сам договаривался с женихом, они заключали брачный договор и все. Никакого праздника, пышного застолья и прочего. В семейной жизни женщина должна быть крайне осторожна, скромна и послушна, ибо как только муженек заподозрит в измене, сразу может легко развестись. Для развода мужу потребуется только какой-либо свидетель происходящего, на глазах у которого обиженный все выскажет «виноватой» жене и уйдет. Если хоть кто-то сможет подтвердить случившееся, муж с женой становятся бывшими. А еще жене не доставалось никакое наследство, оно сразу переходило к сыну или другим родственникам мужа.

В Спарте женщины были так же бесправны, как и в других полисах Древней Греции, но имелись некоторые особенности. Спарта отличалась любовью к войнам и Олимпийским играм, поэтому демографическая политика была ориентирована на здоровых детей. Девушки проходили атлетическую подготовку в специальных учреждениях. Но государство заботилось не о них, а о рождении здоровых мальчиков. Сами девушки тоже были замотивированы тем, что если родится хилый ребенок, то его сразу убьют. Встречи мужа и жены проходили тайно, они никогда не показывались на глазах других людей – это было недостойно мужчины .

Семья в Древнем Египте была основой общества, к браку относились как к священным узам. Автор «Поучения Ани», памятника эпохи Нового Царства (1569–1081 гг. до н. э.), написанного во время правления Рамессидов и относящегося к так называемой «литературе премудрости», писал: «Возьми себе супругу, когда ты молод, чтобы могла она дать тебе сына. Да родит она для тебя, пока ты еще молод. Мудро иметь потомство. Тот человек благополучен, чье потомство многочисленно: чем больше детей у него, тем больше слава его». Молодой человек из знатной египетской семьи женился тогда, когда он мог обеспечивать семью. Так как к концу обучения юношам было около 20 лет, то примерно в этом возрасте большинство из них и женились.

Девочек обычно выдавали замуж вскоре после достижения ею зрелости (наступления менархе), между 12 и 14 годами, но были случаи и более раннего вступления в брак. Таким образом, девушка была защищена от недозволенных половых связей.

Положение женщины в древнеегипетском обществе, различия между мужчинами и женщинами отражены в памятниках искусства, текстах, археологических находках. В документах замужние женщины, так же как и их мужья, официально называются «граждане», «горожане» («’nh.t n njwt»). Мужчин отличала должность, дававшая им положение в обществе и доход. Женщины не имели должностей на государственной службе.

Официальные титулы при упоминании имен женщин были короче, чем у мужчин, а именно, как правило, только «госпожа дома» и «горожанка». Часто к имени жены добавлялся титул мужа или отца, дававший ей соответствующий социальный статус. В «Поучениях Ани», говорится: «женщину спрашивают о муже ее, мужчину о должности его». Однако в юридической сфере и женщины, и мужчины могли действовать самостоятельно и нести ответственность за свои поступки. Это представ ляет собой разительный контраст с другими древними обществами, например, с Древней Грецией или Месопотамией, где женщина не являлась юридическим лицом, не имела недвижимости, и для того, чтобы совершать юридические действия, всегда нуждалась в представителе-мужчине (отце, брате, муже, сыне), который назывался ее «господином». Египетские женщины имели право приобретать, владеть, и распоряжаться собственностью, как частной, так и недвижимостью от своего имени. Они могли заключать контракты от своего имени, начинать гражданские дела в суде, на них можно было подавать в суд .

Египетское образование касалось в основном мальчиков из высшего класса египетского общества. Сведений о женском образовании в Древнем Египте мало. Девочки были исключены из системы образования, хотя многие из них из знатных семей были грамотны. Они могли научиться грамоте как самостоятельно, так и при помощи отца, брата, мужа .

Каждая семейная пара должна иметь несколько детей, желательно мальчиков. Наличие детей в семье увеличивало респектабельность супружеской пары в глазах общества, отсутствие детей было позором. Древние египтяне считали намеренный отказ от рождения детей эгоистичным и осуждали его. Поскольку дети в Древнем Египте считались благословением.

Бесплодие не только вызывало осуждение общества, оно еще было знаком божественного гнева, и поэтому молодые женщины очень боялись оказаться бесплодными. Напротив, женщина, имеющая детей, считалась «успешной», и вызывала восхищение. Вина за бесплодие в основном ложилась на женщину. Египтяне, однако, знали, что в бесплодии может быть виновата не только мать, но и отец .

В заключение можно сказать, что таков ‘гуманизм’ человеческих законов во все эпохи. С распространением Ислама, во многих странах к женщинам начали относиться почтительно, что привело к тому, что со временем права женщин стали неотделимой частью прав человечества. И сейчас мужчины и женщины во многих странах считаются равноправными, хоть еще существуют определённые народы, которые живут по старым принципам и обычаям.

Студентка 4-курса Ф.Хамидуллаева

235041cookie-checkЖизнь женщин до прихода Ислама

Leave a Reply