بسم الله الرحمن الرحيم
Хвала Аллаху, научившему человека тому, чего он не знал, и мир, и благословение Мухаммаду, который научил людей добру, его семье и его сподвижникам. И да будет доволен Всевышний Аллах учеными имамами, и теми, кто следовал за ними в благости до Судного Дня. Особенностью уммы Мухаммада является феномен мазхабов – правовых школ исламской религиозной традиции. Потребность в исламском праве и правовых школах, выступающих в качестве своеобразных юридических университетов, заложена в самой его религиозной системе. Ислам безо всякого стеснения претендует на глобальность и универсальность. Логика проста, если эта религия от Бога, то она должна регламентировать все, а не только ритуальную сторону. Ведь если не Бог, тогда кто будет устанавливать законы всей внеобрядовой жизни человека и общества? Учитывая изменчивость человеческого мира, его стремление к развитию и прогрессу, Всевышний Аллах дает не только конкретные законы, но и универсальные обще исламские принципы, изложенные в Коране и сунне пророка Мухаммада. Благодаря наличию таких универсальных принципов, исламское законодательство не закостенело и не стало архаичным. Таким образом, Господь сделал Ислам религией, которая способна быть всегда молодой и актуальной, давать ответы на любые новые научные открытия и вызовы современности. Как известно, исламский закон – шариат – не терпит неопределенности. Выступая универсальным божественным кодексом всех аспектов жизни, шариат призван оперативно реагировать на все новые реалии жизни, как отдельного человека, так и общества. В исламской традиции раннего периода шариатское законодательство базировалось на тексте Священного Корана, сунне пророка Мухаммада (мир ему!), а также мнениях сподвижников пророка. В дальнейшем правовые нормы шариата разрабатывали авторитетные и общепризнанные исламские богословы. Они также в обязательном порядке опирались на Коран, сунну и мнения сподвижников пророка, но чаще всего им приходилось сталкиваться с такими актуальными вопросами, на которые нет конкретного ответа в указанных источниках. Благодаря их деятельности в Исламе стал формироваться блок законов шариата, обоснованием которых были не четко обозначенные предписания Корана или сунны, а уже упомянутые универсальные обще исламские принципы. Именно в эпоху бурного развития исламского права, вокруг самых выдающихся богословов и сформировались мазхабы, получившие свои названия по именам своих отцов-основателей. У каждого из них была своя методика и свои базовые принципы вынесения правовых решений, и каждая из школ внесла свой вклад в общее развитие исламской цивилизации. Первой из которых является великая ханафитская школа. Это первая и старейшая из принятых школ фикха, и это доктрина самых многочисленных исламских имамов, а также доктрина исламских стран в основном с точки зрения правления и юриспруденции. При широте ханафитской школы фикха она не составляет единого образа и прямой линии в своем течении, так как через нее прошли различные школы, формируя развитие и увеличение ее мощности и контроля. При просмотре книг ученых мы обнаруживаем, что авторы упоминают несколько школ, в том числе: «Шейхи Самарканда» и «Шейхи Бухары» и «Шейхи Мавераннахра». Точно так же они упоминают «шейхов Балха» и «шейхов Хорасан». А до всего этого были шейхи Ирака, которые являются источником мазхаба, а их книги являются основой ханафитского мазхаба по сей день. В нашем докладе раскрываются некоторые аспекты важности исследования ханафитского мазхаба Мавераннахра, ее истории, фетве, авторские и учебные программы и вопросы, развитие, происходившее в учении с разницами во времени и стране.
Представляем школу Мавераннахра и её местоположение. Мы должны определить эту местность. Итак, Мавераннахр начинается с рек Амударья и Сырдарья (сейчас находящиеся на территории Узбекистана) и города за реками. Если посмотреть на приход ханафитского фикха в страну Мавераннахра, то находим этот переход ещё в начале ислама. Земли были завоеваны ещё в начале распространении Ислама, при Кутейбе ибн Муслиме, завоевал их в 73 году и с этого времени они были присоединены к землям ислама. Однако, учитывая, что это школа фикха, начало распространение в четвертым веке хиджры, и приблизительно, мы можем видеть с началом её распространения с Имамом Аль-Матуридий и имамаими после него. И некоторые Имамы Мавераннахра предшествовали ему, такие как Абу Наср аль-Аяди, но наиболее известные книги, которые мы получили из этих земель, книга Абу Зайда ад-Дабуси «Асрар аль-Масаил», за которой последовал ряд центральных деятелей этой школы, независимо от того, получили ли мы их книги или их мнения, такие как Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Фадл, Фахр аль-Ислам аль-Баздави, имам аль-Исбиджаби, ас-Садр аш-Шахид, Абу аль-Хасан Али ас-Сагди, Ата бин Хамза ас-Сагди, Сайид имам Абу Шужаъ и др. Те, кто последовал за Имамом Аль-Матуридий из числа имамов, такие как Имам аль-Маргинани, Захир ад-Дин аль-Мургинани, Захир ад-Дин аль-Бухари и другие. И это школа является самостоятельной от школы Ирака. Ученые упоминают ее в книгах, как самостоятельной в принципах основы, фетве и высказывании мнений. Передаются в книгах: «Шейхи Мавераннахра сказали», или «Шейхи Самарканда», или «Шейхи Ирака», так они ссылались в своих книгах. В школах Мавераннахра есть основные направления, поэтому мы находим, что они говорят о них: «И на нем наши шейхи Мавераннахра» «была выбрана шейхами Мавераннахра». Это контрастирует с упоминанием выбора некоторых Улеомов, ибо они заявляют, что это выбор имама такого-то, поэтому они говорят: «Ас-Садр аш-Шахид, сказал то-то» или «Имам аз-Захир аль-Маргинани сказал то-то», или «Имам ас-Согди сказал то-то». Этот метод цитирования указывает на то, что различие между тем, что является личным выбором, и тем, что приписывается общим шейхам школы, ясно с древних времен среди ученых. И мы увидим наглядные примеры этого, упомянув о вопросах, и чем были уникальны направления школы Мавераннахра. Школа Мавераннахра берут исток из уст великих наставников, как Сабдхамуний Абд Аллах бин Мухаммад бин Якуб аль-Харити (951/340) взяли у него наставление и учениу Абу Бакр Мухаммад бин аль-Фадл аль-Камари
(991/381.), а унего Абу Али Аль-Хусейн бин Хадер Ан-Насфи (1033/424.) а затем у них ученики и так распространилась ханафитское течение. Основы знаний Улемов Мавераннахра упирается к ним. А Ас-Сабдахамуни получил знание от Абу Хафса Младшего Абу Абдуллаха, а он от своего отца Абу Хафса Старшего, а он из уст Мухаммада бин Аль-Хасана. У шейхов есть еще одна цепь передачи знаний, которая не знаминитая, как первая, и не подобными ей учениками. Её истоки начинаются с Абу Сулеймана аль-Джаузджани ученик Мухаммада ибн аль-Хасана, его ученик Абу Бакра аль-Джузджани ученики которого Абу Насром аль-Аяди и Мансур аль-Матридий. Классификация Улемов Мавераннахра. Первый класс: Его можно назвать классом основателей, которые основали первые ханафитские учение. Этот класс возглавляют Али Аль-Насфий, Аль-Хакимом Аш-Шахид и Мухаммадом бин ль-Фадл, Аль-Даббуси, Аль-Баздави, Аль-Халвани и Ас-Сархаси. Их дела и фетвы образовали центр школ Мавераннахра. запустили шейхи, пришедшие после них. Их важность показывает нам количество упоминаний их фетв, и обращений к их мнениям в книгах Ханафитской школы, которую мы имеем перед собой в настоящее время. Например, мы находим в книге Фетва Захирия упоминаний к Абу Бакру Мухаммаду бин Аль-Фадл в 116 местах, и ссылалки на Шамс аль-Имаам ас-Сарахси в 218 местах, и на Фахра Аль-Баздави в 21 местах и Шамса аль-Имаама аль-Халавани в 109 местах. Второй класс: включает в себя великих ученых, пришедших после основателей. В него входят ряд ученых, как Наджм ад-Дин ан-Насафи, ас-Садр аш-Шахид, Аль-Касани и Ан-Насихий, и Абу Аль-Мафахер Аль-Кирмани , Аль-Маргинани и Кадихан. Этот класс посвящен сбору сформированных доктрин и сбору ее фетв. Книги и их работа стала градообразующей для последователей. И стали основами в учениях и в фетвах. После этих двух классов следуют группы Улемов, которые не достигли влияния и положения своих предшественников, но это не отменяет их влияния на учения и коментарии своих предшественников.
На основе этого доклада мы можем узнать, как основалась ханафитская школа в Мавераннахре, и кто является основателями распространения этого учения.
Учитель кафедры «Тахфизул Куран»
Яшнаров. М