Терроризм сегодня превратился в первостепенную угрозу для всего человечества. Он представляет собой разветвленную, хорошо отлаженную мировую систему, обладающую огромными материальными, финансовыми и людскими ресурсами. Никакая страна не может считать себя защищённой от угроз этой силы.[1] Терроризм многолик, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией ислам. Ряд экстремистских организаций и групп, к примеру, ИГИЛ, действуют под исламскими лозунгами. Влияние руководителей и вдохновителей экстремистов во многом определяется тем, что они выдают себя за последователей истинного ислама и борцов за воплощение его идеалов в жизнь. В этих условиях в мире формируется искаженное представление об исламе как о религии агрессивной, оправдывающей экстремизм и насилие. В условиях активизации международного терроризма, по мнению многих, религия сама должна стать главной силой, противодействующей экстремистским идеологиям. Духовные авторитеты, ученые-теологи активнейшим образом включаются в антитеррористическую пропаганду, разъясняют и показывают миру, что идеологическая и политическая платформы террористов не совместимы с истинной миссией религии, что экстремизм и терроризм – это извращение основ человечности, он в корне не совместим с моральными установками религии. Что же говорят по поводу терроризма мусульманские богословы? Они утверждают: террор и ислам не совместимы. Как говорится в «Послании улемов мира»: «Ислам- религия мира и спокойствия.Так как «Ас-Салам» – один из имён Аллаха означает мир и спокойствие. А ночь, в которой был ниспослан Священный Коран называется «Лайлатус Салам», что означает «ночь мира и спокойствия. Об этом говорится в суре Кадр: «И мир воцаряется во всём мире до зари».[2] Свое отношение к экстремизму и терроризму лидеры исламского мира, ведущие мусульманские богословы выразили однозначно и не раз. Тем не менее, актуальность исламской контртеррористической пропаганды, разъяснительной работы, разоблачающей исходные идейные посылки радикалов, не только не уменьшается, но и возрастает с каждым днем. Осознав возрастающую опасность терроризма для исламского мира и человечества в целом, мусульманские богословы в последние годы активнее стали консолидировать усилия в противодействии экстремизму и терроризму.
Тот, кто верит в Бога, как бы Он ни назывался, не может быть экстремистом и террористом. «Ислам – это ежедневная борьба против экстремизма, радикализма и фанатизма, которые не дают уму возможности правильно оценивать негативные последствия действий и поощряют нерегулируемые порывы вне религиозных, идейных и моральных рамок. Подобные явления не имеют ничего общего с характерными чертами всегда толерантного и открытого душой мусульманина. Ислам отвергает их, как это делают и другие монотеистические религии, считая их ненормальными и видя в них разновидность распутства. Они не присущи лишь одному исламскому миру, с ними в той или иной мере столкнулись все нации, расы и религии, ибо причины у данных явлений всегда одинаковы. Ислам осуждает современное понимание террора – порочную практику, независимо от источника и формы, выражающуюся в грубом и идущем вразрез с Божьей волей посягательством на человеческую жизнь, терроризировании невинных, нападении на мирных гражданских жителей, добивании раненных и убийстве пленных, использовании безнравственных методов, в том числе разрушение зданий, мародерство и насилие … ». [3]
Коран предупреждает мусульман, что верующие обязаны всеми силами избегать ненужного применения силы и не поддаваться на провокации: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте [пределов], – поистине, Аллах не любит преступающих!» (смысл:Сура «Бакара», 2:190) Мусульманам запрещены все виды насилия и несправедливого применения силы, без вынужденной на то необходимости. Убийство – тягчайший грех. Мишенью террора являются ни в чем не повинные люди. Единственная вина этих людей в глазах террористов заключена в том, что они являются «другой стороной». Следовательно, террор означает применение силы против невинных людей, что не может иметь никакого морального оправдания. Согласно морали Корана, мусульманин ответственен перед Всевышним Господом за каждый свой шаг, он обязан проявлять справедливость и милосердие, нести добро всем людям, независимо от того, мусульмане они или нет, оберегать и защищать немощных и безвинных людей, останавливать других от совершения «бесчестия на земле». Бесчестием же являются все деяния, которые несут угрозу миру, благополучию и безопасности людей, все проявления анархии и террора. Ведь сообщается мусульманам в Коране, «…Аллах не любит нечестия». (смысл: Сура «Бакара»; 205) Убийство ни в чем не повинного человека является величайшим из бесчестий и великим грехом. Всевышний Аллах предупреждает верующих в Коране: «Тот, кто убьет живую душу не за душу, и не за нечесть на земле, тот как бы всех людей погубит. А кто оживит ее [не допустив ее убийства], тот как бы оживит всех людей …» (смысл:Сура «Маида», 32). Коран запрещает и самоубийство. По поводу того, что некоторые люди совершают акты самоубийства, привязывая к себе взрывчатые вещества и затем, приближаясь к неверующим, взрываются среди них, то это — явное самоубийство, – считают исламские ученые. Кто бы ни совершил самоубийство, он рассматривается шариатом вечно пребывающим в огне, как это упоминается в достоверном хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), переданном аль-Бухари и Муслимом: «И кто бы ни убил себя железным оружием, тогда железное оружие останется в его руке, и он непрерывно будет наносить им удар себе в живот в огне ада, вечно». Самоубийство, равно как и убийство других людей, в корне противоречит Исламу. Всевышний Аллах открыто запретил самоубийство: «…И не убивайте самих себя…» (смысл:Сура «Ниса», 29). Убийство человеком самого себя, – какова бы ни была причина – запрещено в Исламе. Самоубийство и, следовательно, террористы-самоубийцы, уносящие за собой жизни тысяч невинных людей, в корне противоречат моральным принципам Ислама. Поэтому человек, утверждающий о своей вере в Аллаха и следовании повелениям Корана, не может совершить подобного деяния. Все формы насилия в корне противоречат вероучению Ислама. Всевышний Аллах повелел людям не преступать пределов дозволенного Господом и не злодействовать на земле, запретил несправедливость, насилие, убийства и кровопролитие. Долг каждого верующего человека делать все для недопущения «нечестия на земле», нести миру благо и доверие.
Как сказал об этом наш Президент Шавкат Мирзияев в своей речи 72-сессии главной ассамблеи ООН: «Мы высоко ценим священную религию в качестве выражения целостности наших вековых традиций. Мы резко осуждаем тех, кто ставит нашу священную религию в один ряд с насилием и кровопролитием и никогда не соглашаемся с ними. Ислам призывает нас к справедливости и миру, сохранению подлинных гуманистичестих качеств».
[1]ШухратГоипназаров.Халкаро терроризм илдизи, омиллариваманбаи-Тошкент: Узбекистон,2009-Б 270.
[2]Дунёуламоларимурожаати-Тошкент: Мовароуннахр, 2016.- Б 138.
[3] «Амманское послание» от имени королевского двора Иордании, короля Абдаллы Бен Аль-Хусейна, ноябрь-2004.